вторник, 9 января 2018 г.

Но память прошлое хранит...

Время и память...Наверное, это самые сильные, самые непредсказуемые, порой даже разрушающие,  стихии...
Становишься старше и с удивлением понимаешь,что это так и есть на самом деле. 
Были ли в вашей жизни,мои дорогие читатели, встречи с людьми, о которых вы вспоминаете либо с теплотой в душе, либо с грустью? 
Недавно перебирала книги в книжном шкафу, их много...Что-то читалось  давно, что-то недавно...Есть самые любимые, их я  постоянно перечитываю.
Но среди них  особое место занимает  книга, с которой связана целая жизнь...Удивитесь, но это книга  А.Фадеева"Молодая гвардия", она уже старенькая, потрепанная...    
Когда-то я очень любила её читать и плакать,переживая за героев. Но дорога она мне, как память о человеке, сыгравшем в моей жизни главную роль. Сколько бы  не прошло лет, а память возвращает меня в начало пятого класса, когда в наш класс вошла Бондаренко Татьяна Дмитриевна, учительница русского языка и литературы, классный руководитель.
Интересная, умная и обаятельная девушка! Именно такой она приехала в наше село после окончания Днепропетровского университета.  В моей жизни она была всего 5 месяцев...Но осталась в моем сердце навсегда. 
По семейным обстоятельствам мы уехали из нашего села, расставание с ней для меня было мучительным, тяжелым  и горьким...Тогда  мне казалось, что все ещё впереди (ах, этот наш подростковый  максимализм!), что мы обязательно встретимся, у нас будет много времени, чтобы наговориться...Прошло 48 лет...В моей жизни были разные учителя, и хорошие, и посредственные. Кто-то научил меня многому, кто-то просто прошел мимо. О ком-то я вспоминаю с ностальгией, о ком-то с раздражением...
 Но эта хрупкая девушка  стала  для меня Вселенной! С ней останавливалось время, сколько интересного она могла рассказать! Именно Татьяна Дмитриевна научила меня читать хорошие книги и любить классику! Где бы я не была,чем бы не занималась, мне всегда хотелось быть похожей на неё! Где-то в глубине души я мечтала о том, как она будет гордиться мною.  Наверное,у каждой 12-летней девочки есть такие кумиры.
Я  мысленно разговаривала с ней, мысленно советовалась в самые трудные минуты, надеясь, что она обязательно услышит и  поможет...Я сравнивала её с новыми учителями, появляющимися в моей жизни, но ей не было равных!
Мне так хотелось, чтобы при встрече я могла ей сказать,что я не разочаровала её, что я также преданно люблю  хорошую литературу и чтение...
Жизнь пролетела очень быстро, я знала,что она, выйдя замуж, уехала из нашего села навсегда. Жаль,что в то время не было социальных сетей и всемогущего  Интернета, чтобы можно было легко и просто разыскать её, лишь введя  в поисковою строку фамилию и имя...Спустя почти 42 года я узнала,что этого светлого человека уже много-много лет нет на этой земле...Наверное,это было самое горькое разочарование для меня, полное боли, безысходности и тоски...В памяти стерлись черты лица,остался только образ точеной фигурки( к сожалению нет фото) и её тихий голос. Я завороженно слушала её рассказы о творчестве писателей,  обожала разговаривать с ней, идя домой из школы...
В самые трудные минуты жизни я достаю эту книгу из книжного шкафа, открываю титульный лист и читаю её пожелание...
Татьяна Дмитриевна навсегда осталась для меня примером настоящего учителя, влюбленного в свою профессию и  детей!Жаль, что я так и не успела сказать ей, как сильно я её люблю...

7 комментариев:

  1. Светлана Владимировна!... очень печальные и в то же время приятные воспоминания...
    Мы опять с вами схожи! И в моей жизни был и есть человек, познакомивший меня с миром книги, литературы. Во многом благодаря ей, моей учительнице русского языка и литературы и классному руководителю, Ходяевой Ольге Александровне, я выбрала профессию учителя.
    Сближает нас и то, что книга "Молодая гвардия" - одна из моих самых любимых книг, оттуда, из школьного детства!
    Спасибо Вам за воспоминания!

    ОтветитьУдалить
  2. Елена Ивановна, вот только зря я бросила филологический факультет...Это здОрово,что в нашей жизни были люди,благодаря которым сформировались наши литературные вкусы! Огромное спасибо за комментарий!

    ОтветитьУдалить
  3. Светлана, как грустно... Книгу "Молодая гвардия" я любила, постоянно перечитывала. Мы ее изучали и по школьной программе. А сейчас она есть в школьной программе? В нашей школе сейчас только начальные классы, и я отстала от жизни.

    ОтветитьУдалить
  4. Иринка, спасибо за комментарий! Книгу эту не читают,просто немного говорится о творчестве Фадеева....Всё лучшее забыто,к сожалению..

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Светлана Владимировна! Поддержу Ирину Михайловну!!! Ну почему даже в школьной программе этой книги нет? Конечно, программа не резиновая... Но чего там только нет... Это же наша и история тоже, героизм, подвиг молодых! Я думаю, что вспомнят ещё. Как вспомнили слово "патриотизм". А ещё несколько лет назад о патриотизме говорили с иронией.
    Спасибо Вам за пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Фёдоровна, я тоже считаю, что такие книги нельзя "выбрасывать" из школьной программы! Жаль, что всё самое лучшее забыто...

      Удалить
  6. Светочка! Отличная статья!Это здорово, что через всю жизнь ты пронесла любовь к своей учительнице!Я думаю, у нас у каждого была " такая" учительница... У меня - была. Только мне повезло больше: после школы мы с ней ещё долго переписывались, она мне советовала как поступить в трудной ситуации, ведь именно она могла быть самой объективной и более мудрой... Я успела ей сказать, как я ей благодарна.

    ОтветитьУдалить

Благодарю за комментарий!